КОНТАКТНЫЕ НОМЕРА
т. 8 (978) 969-56-56 т. 8 (978) 942-07-70

Новости. Экологическое законодательство России: основные изменения

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается»
Перечень содержит 182 вида отходов. При этом пп. 1–67 Перечня вступают в силу с 01.01.2018, пп. 68–109 – с 01.01.2019 и пп. 110–182 – с 01.01.2021. Таким образом, с 1 января 2018 г. не позволяется захоранивать лом и отходы различных металлов, ртутные, люминесцентные и светодиодные лампы, ртутьсодержащие термометры, утратившие потребительские свойства, а также алюминиевую фольгу, алюминиевые банки из-под напитков. С 2019 г. запрет распространяется на отходы бумажной печатной продукции (книги, журналы, брошюры, газеты), отходы бумажной и картонной упаковки, автомобильные шины, покрышки, утратившие потребительские свойства, отходы полимерных упаковочных материалов, стеклянную тару. С 2021 г. данные меры коснутся отходов электроники, оргтехники, бытовой техники, батареек, аккумуляторов, а также банкоматов, мобильных телефонов, калькуляторов и проч.

Отметим, что в итоговом документе были учтены замечания, отраженные в заключении оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России на проект документа от 24.01.2017 № 1470-СШ/Д26и о необходимости исключения смешанных отходов (подгруппы 182–189) из перечня. Поэтому в перечень пока не вошли такие широко распространенные отходы, как «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)», «Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)», «Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами», «Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами», которые предполагались к запрету на захоронение с 2024 г. 

Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»
Признан утратившим силу действовавший ранее перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р. Новый перечень состоит из двух разделов. Первый раздел «Товары, за исключением упаковки, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств» включает 46 групп товаров (раньше было 36). При этом принципиально новых групп всего 4:

  • группа № 15 «Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона»;
  • группа № 19 «Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины»;
  • группа № 37 «Элементы первичные и батареи первичных элементов»;
  • группа № 40 «Провода и кабели электронные и электрические прочие».
     

    Остальные группы выделены из ранее существовавших.

     

    Группа № 36 «Услуги по изданию газет» (№ 1886-р) преобразована в группу 16 «Издательская продукция печатная» (№ 2970-р) и значительно расширена. Группа № 35 «Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки» (№ 1886-р) конкретизирована как группа № 46 «Фильтры для двигателей внутреннего сгорания» (№ 2970-р). Позиции группы № 13 «Изделия из бумаги и картона прочие» (№ 1886-р) разнесены по другим аналогичным группам, включающим ОКПД 17.29, причем таких позиций, как тара из целлюлозной ваты или полотна из целлюлозных волокон, в новом перечне нет.

    Для каждого товара приводится наименование товара, код товара (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), код по ТН ВЭД ЕАЭС, наименование позиции по ТН ВЭД ЕАЭС, категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования. При использовании нового перечня следует обращать внимание на примечания, так как по очень многим позициям виды товаров конкретизируются, если же код товарной позиции указан без примечаний, то в настоящий перечень включаются все товары товарных субпозиций и подсубпозиций, входящих в указанную товарную позицию.

    Второй раздел «Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств» включает десять групп разного вида упаковки. В данном разделе указывается наименование упаковки товаров, материал упаковки, буквенное обозначение упаковки по техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011) и категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования, чтобы можно было идентифицировать упаковку. Следует отметить, что деревянные поддоны, паллеты и прочие погрузочные щиты не входят в группу № 53, отсюда можно сделать вывод, что это возвратная тара (которая не учитывается как упаковка) и отчитываться по ним должны производители или импортеры данных изделий.

    Отнесение упаковки, укупорочных средств из комбинированных материалов к соответствующей группе раздела II настоящего перечня производится по основному материалу по массе в композиции. Комбинированный материал – двухслойный или многослойный материал, слои которого не могут быть разделены без утраты функциональных или физических свойств материала.

    Стоит отметить, что не вся упаковка вынесена во второй раздел, в первом разделе упаковка осталась среди товаров, как, например, «Мешки для упаковки готовых изделий» в группе № 1. Таким образом, за упаковочные материалы и изделия, которые поступают не на производства для упаковки продукции, а на внутренний рынок, в том числе импортируются с этой целью, отчитываться должны будут импортеры такой упаковки и ее производители.

    Также перечень дополнен графой, в которой установлена категория товаров аналогичного назначения или аналогичного способа обработки отходов от их использования, такие позиции имеют одинаковый цифровой код в указанной графе.

    Распоряжение от 28.12.2017 № 2971-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018–2020 гг.»
    Распоряжением утверждены нормативы утилизации отходов на 2018–2020 гг. по каждой группе товаров согласно новому перечню готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденных Распоряжением Правительства от 28.12.2017 № 2970-р (далее Перечень).

    Признается утратившим силу распоряжение Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р об утверждении нормативов утилизации на 2015–2017 гг. Норматив утилизации отходов в 2018 г. для большинства групп не превышает или равен нормативу утилизации отходов, установленному на 2017 г. По сравнению с 2017 г. увеличиваются нормативы утилизации для следующих групп. 

    По сравнению с 2017 г. увеличиваются нормативы утилизации для следующих групп. 
     

     

    По четырем принципиально новым группам товаров (группы №№ 15, 19, 37, 40) норматив утилизации отходов на 2018 г. составляет 0 %. Также до нуля сократился норматив утилизации по группе № 26 «Зеркала стеклянные», хотя в 2017 г. норматив утилизации по данной группе был на уровне 5 %; до 10 % сократился норматив утилизации для пластмассовых бутылей, бутылок, флаконов и т. д., которые включены в группу № 21 «Изделия пластмассовые упаковочные», в два раза (до 15 %) сократился норматив утилизации для товаров, входящих в группу № 30 «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов». Также нулевые нормативы остались с первой по седьмую группу для текстильных изделий. Нормативы утилизации по группам упаковки соответствуют нормативам утилизации аналогичных групп товаров из первого раздела перечня. 

    Нормативы утилизации ежегодно будут увеличиваться на 5 %. И к 2020 г. для группы № 10 «Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона» достигнут 45 %. 

    Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
    Данным законом вносятся существенные уточнения в определение понятий «сбор отходов» и «накопление отходов». Сбором теперь занимаются только лица, непосредственно осуществляющие обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов. Требования к местам накопления отходов выведены из определения в отдельную ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

    Уточняются отношения по исполнению расширенной ответственности производителей (РОП), внесены многие нюансы, которые раньше разъяснялись в письмах, четко прописывается, что под РОП попадает упаковка товаров и отвечает за нее производитель товаров в данной упаковке. Указана отсылка к актам утилизации, которые необходимо будет прилагать к отчетности, установлено, что порядок расходования средств экологического сбора, поступивших в федеральный бюджет, должен определяться Правительством РФ. Товары и упаковка, ввезенные из стран ЕАЭС, также подлежат самостоятельной утилизации либо облагаются уплатой экологического сбора за невыполнение нормативов утилизации. 

    Законом устанавливаются полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обращения с отходами, в том числе вводится понятие накопления и раздельного накопления отходов вместо раздельного сбора, что должно значительно упростить организацию раздельного накопления отходов у населения, поскольку на сбор отходов необходимо получать лицензию.

    Устанавливаются требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, внесены изменения, позволяющие выбирать в одном субъекте РФ нескольких региональных операторов по обращению с ТКО на срок не более десяти лет. Схему размещения мест (площадок) накопления ТКО теперь должны определять органы местного самоуправления. Кроме того, органы местного самоуправления должны вести реестры площадок накопления ТКО. В реестры включаются данные о месте нахождения площадок, их собственниках, технических характеристиках, а также об источниках образования ТКО, которые поступают на эти места накопления ТКО.

    Уточняются требования к региональным операторам по обращению с ТКО, к договорам на оказание соответствующих услуг, к видам деятельности и тарифам в области обращения с ТКО, подлежащим регулированию, к порядку такого регулирования, а также к инвестиционным и производственным программам по обращению с ТКО.

    Упрощается оформление лицензий по обращению с опасными отходами, теперь лицензию по обращению с отходами I–IV класса опасности можно получить не только на конкретный вид отхода, но и на группу и подгруппу отходов.

    Принципиальные изменения внесены в закон № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»: установлено, что «Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 гг. не исчисляется и не взимается». Также вносятся необходимые корреспондирующие изменения в Жилищный кодекс РФ, федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в ФЗ «О концессионных соглашениях».

    Основная масса положений вступает в силу с момента принятия закона. Исключение составляют:

  • Требования к органам местного самоуправления в части обращения с отходами, вступающие в силу с 01.01.2019;

  • Требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, которые применяются при первой корректировке территориальных схем обращения с отходами после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее 01.01.2020;

  • Положения п. 10 ст. 24-6 закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» применяются со дня заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО отходами между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО;

  • Положения п. 10 ст. 24-6 закона № 89-ФЗ в части соглашения между субъектом РФ – городом федерального значения – и другими субъектами РФ применяются с даты вступления в силу такого соглашения, но не позднее 01.01.2021. В случае отсутствия до 01.07.2020 соглашения, указанного в настоящей части, неурегулированные разногласия по условиям соглашения рассматриваются Правительством РФ. 

    Кроме того, за рассматриваемый период Росприроднадзором издан ряд приказов о включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), в том числе от 27.07.2017 № 371, от 07.08.2017 № 389, от 27.09.2017 № 460, от 31.10.2017 № 518, от 17.11.2017 № 550, либо об исключении таковых из ГРОРО, в том числе от 13.07.2017 № 349, от 24.07.2017 № 363, от 06.09.2017 № 438, а также о внесении изменений в приказы о включении объектов в ГРОРО, в том числе от 13.07.2017 № 350, от 24.07.2017 № 362, от 25.09.2017 № 455, либо об их исключении, в том числе от 16.11.2017 № 546. 

    Был выпущен также ряд разъяснительных писем. 

    Источник: http://www.solidwaste.ru/publ/view/1160.html